Такси, такси, вези, вези – но только этично: зачем Петербургу кодекс поведения таксистов и пригодится ли он Ленобласти

Инициатива Петербурга заинтересовала общественность и 47 регион, который готов изучить опыт коллег

В культурной столице с сожалением констатируют: в последнее время участились случаи с не самым вежливым и корректным поведением таксистов. Так, буквально месяц назад девушка пожаловалась на таксиста-извращенца – сперва он задавал ей вопросы интимного характера, а затем включил видео непристойного содержания и занялся самоудовлетворением.

Горе-водителя (а заодно и весь таксопарк, в котором он работал) уже отключили от агрегатора и даже назначили пять суток административного ареста. Однако для того, чтобы обезопасить пассажиров такси от подобных ситуаций в будущем, в комитете по транспорту Петербурга было решено разработать Стандарт этичного поведения таксистов. Online47 разбирался, зачем он нужен и последует ли Ленобласть примеру соседей.

Новое – хорошо забытое старое

О том, что в Санкт-Петербурге появится Кодекс для легковых такси, в городском комитете по транспорту объявили 8 февраля, на совместном совещании комитета по транспорту и предприятий-агрегаторов.

«Водитель такси – это не только безопасная доставка пассажиров из пункта А в пункт Б. Это еще и вежливое обращение к клиенту. К сожалению, сегодня многие водители таксомоторных компаний далеки от идеала вежливости и обходительности, – пояснили в пресс-службе комитета. – Кодекс поможет исправить ситуацию. Теперь минимальные требования к качеству услуг и обобщенный собирательный «портрет» квалифицированного водителя будут закреплены специальным документом».

Подобный документ уже существовал ранее – еще в середине прошлого века в Москве была разработана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров». В ней подчеркивалось, что водитель такси должен безукоризненно выполнять положения профессиональной этики. Среди них, к примеру, такие пункты:

· Одинаково чутко реагировать на то, что происходит и в салоне, и на улице;

· Выработать выдержку, волю, остроту реакции;

· Накануне рабочего дня исключить употребление алкоголя;

· Держать в порядке рабочую одежду, ведь аккуратность – та же вежливость;

· Хорошо высыпаться перед выездом на линию;

· Соблюдать график выхода на работу;

· Перед выездом проверять общее техническое состояние автомобиля, следить за чистотой в салоне машины;

· Быть вежливым, внимательным и корректным по отношению ко всем пассажирам, не допускать панибратства, грубости и назойливости со своей стороны;

· Не курить и не открывать окон без разрешения пассажира.

· В любых ситуациях сохранять чувство собственного достоинства и выдержку.

Примерно те же рекомендации адресуют таксистам и сегодня. Предложения по включению пунктов в Кодекс принимают до 15 февраля, при этом при разработке обязательных стандартов качества транспортного обслуживания обещают учесть мнения как перевозчиков, так и их пассажиров.

Появится ли такой кодекс в Ленобласти?

Мнения экспертов относительно Кодекса для таксистов разошлись. Так, петербургский активист, руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов убежден, что стандарты этики для таксистов актуальны для всех регионов.

«Все мы хотим, чтобы по всей стране, куда бы мы не отправлялись, мы были уверены в безопасности и адекватности перевозок на такси. Поэтому кодекс этот актуален и для Санкт-Петербурга, и Ленобласти. Хотелось бы, чтобы были определенные стандарты, требования к поведению таксистов, к их внешнему виду, манере общения. Ведь, так или иначе, заказав определенную услугу, человек ждет от нее качества – так в любой сфере оказания услуг, такси не исключение. И это качество должно быть стандартизировано, чтобы все игроки на рынке четко понимали, что от них требуется», – пояснил он в беседе с Online47.

В свою очередь заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов уточняет: нужно учитывать специфику региона.

«В Ленинградской области с такси ситуация с одной стороны хуже, с другой стороны лучше. Лучше в том плане, что в регионе, как правило, работают местные жители. Не сильно поматеришься, когда везешь соседа, – подмечает эксперт. – Но, с другой стороны, хуже, потому что ниже класс машин и тому подобное».

И в любом случае предложенный кодекс, по мнению собеседника Online47, ничего не изменит, поскольку он не предполагает применения штрафных санкций.

«Покажите мне водителя, который прочтет его. И мало того – будет соблюдать, а не забудет через три дня. На мой взгляд, это не имеет под собой основания, поскольку нет санкций. Если бы можно было отозвать разрешение на работу в такси, тогда это была бы другая ситуация», – объясняет Александр Холодов.

Однако в комитете Ленинградской области по транспорту идеей заинтересовались.

«В любом случае любое упорядочивание деятельности в сфере транспорта – это хорошо. И чем больше порядка, тем лучше, – объяснил Online47 председатель комитета Михаил Присяжнюк. – У нас тоже есть свои наработки в социальном стандарте транспортного обслуживания населения. И, безусловно, эти вопросы тоже будут обсуждаться».

Глава комитета подчеркнул, что вопрос санкций относится все же к федеральному или региональному административному кодексу. И комитет, к слову, идет по пути взаимодействия с законодательной властью по различным вопросам.

Однако и сам по себе кодекс будет полезен.

«Мы приветствуем любые наработки в сфере общественного транспорта, которую и мы, и коллеги из Петербурга постоянно стараемся совершенствовать. Поэтому, конечно, посмотрим на документ и опыт коллег», – заключил Михаил Присяжнюк.

Разные стороны вопроса

В комитете по транспорту Северной столицы считают, что «кнутом» для таксистов станут сами потребители. И Святослав Данилов с этим согласен.

«Кодекс этики на то и есть кодекс, что его регулятором станут сами потребители. Соответственно, если организация-перевозчик не будет соблюдать эти правила, общепризнанные и утвержденные, то тогда и потребитель будет просто от него отказываться, понимая, что в данной компании можно столкнуться с ситуацией, которая будет небезопасна для пассажира или вовсе повлияет на жизнь и здоровье или психическое моральное состояние человека», – считает эксперт.

Однако он также уверен, что разработка такого кодекса невозможна без самих перевозчиков – непосредственно автопарков, а также агрегаторов такси. Ведь внедрение какой-либо обратной связи от потребителя все равно будет осуществляться через мобильное приложение – а сегодня большинство таксистов так или иначе сотрудничают с крупными агрегаторами.

Заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов при этом уверен, что между потребителем и непосредственно таксистом посредники не нужны.

«Клиент и так может, если ему что-то не понравилось, без всяких кодексов больше не заказывать это такси. За исключением социального, когда потребитель не может выбирать», – пояснил он.

При этом у Ленобласти – своя специфика. В ряде районов региона конкуренция среди таксистов – а значит, и выбор – небольшая. Однако взаимоотношения между клиентом и таксистом регулирует Закон о защите прав потребителей. И вторые – не в выигрышном положении.

«Есть проблема с тем, что многие такси сегодня – и коммерческие, и социальные – просто не получают соответствующее разрешение, поскольку это невыгодно. На мой взгляд, чтобы что-то регулировать – надо что-то дать. Для таксистов и страховка дороже, и штраф в случае любого нарушения больше, а бонусов за официальную регистрацию никаких, – обратил внимание на несправедливость Александр Холодов. – Вот если бы им предоставляли льготный лизинг, премии, прибавки к пенсиям…».

Простые правила вежливости

В этом мнение эксперта сходится с позицией ряда комментаторов в социальных сетях, которые подчеркивали, что водители не защищены вообще – и даже предлагали разработать кодекс пассажира.

«Нельзя давать бесконечные обязанности без прав. Как и ограничения без защиты. Если создаете кодекс таксиста, создайте кодекс пассажира. В большинстве случаев жалоба пассажиров обусловлена их же поведением. Пассажир требует что-то, зная, что отказ водителя будет наказан. Жестоко наказан при жалобе агрегатору. Причем жалобщик получит бонус. Финансовый бонус. Дайте право водителю по своему усмотрению обоснованно отказываться от поездки, если пассажир уже ведет себя не в соответствии с правилами пользования такси», – отметил один из пользователей соцсетей.

Так или иначе, а в таких вопросах принимать во внимание нужно обе стороны, а также привлекать к обсуждениям и агрегаторов такси. И, как сообщили Online47 в пресс-службе «Ситимобил», компания уже участвует в обсуждениях по разработке единого стандарта обслуживания населения легковым такси с властями Санкт-Петербурга.

«Мы считаем, что разработка любого регулирования должна вестись в тесном взаимодействии с участниками рынка. В свою очередь, у нас есть собственные стандарты сервиса, но после недавних инцидентов мы работаем над их обновлением – внедряем этические стандарты по работе с пассажирами и пассажирками для подключенных к нам водителей партнеров. Мы уже запустили почту hotline@city-mobil.ru для доверительного сообщения о некорректном поведении водителя партнера и прорабатываем другие проекты для безопасности всех пассажиров такси», – также сообщили там.

Но пока кодекс только разрабатывается, всем – и таксистам, и пассажирам – стоит вспомнить о банальных правилах вежливости, самосознания и безопасности. Ведь если бы все им следовали – никакие дополнительные регулирующие документы и не понадобились.

Источник

Похожие новости